lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Самая женская из женских обителей

Да, это и есть продолжение моих впечатлений от Ярославля: Свято-Введенский Толгский монастырь – уголок такой красоты и умиротворения, что даже если бы больше в городе ничего особенного и не было, он все равно был бы краше многих других городов.
Сюда едут за разным. Для одних это очередная галочка в туристическом списке, для других цель - паломничество к чудотворной иконе Толгской Божией Матери, для третьих – желание увидеть, так ли на самом деле очаровательно и благодатно это место, как о нем говорят побывавшие здесь. Я ехала сюда на экскурсию, относя себя к третьим, теперь я в их общем хоре: будет возможность – не упустите!


2.


Этот монастырь тронул меня сильнее прочих своей историей, именно о нем мне хочется рассказать, а не просто пробежаться по дорожкам и храмам. От себя же скажу пока только вот что: именно с этого места посыпались на меня всяческие небольшие, но приятные везучести, которые так и не оставляли меня до самого окончания моих июньских круизов. Сначала во Введенском соборе и Крестовоздвиженском храме я единственная из группы получила разрешение на фотографирование у монахини-гида, а потом мне предложили зайти за наглухо закрытую для посетителей калитку кедрового питомника. Откуда в ярославском монастыре кедры, да еще и в масштабе целого питомника? А это тоже часть предания о монастыре…
3.


Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.
В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.
4.

5.


Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.
6.

7.


И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.
За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена..
Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.
8.

9.

10.

11.

12.

Без экскурсии попасть дальше решетки, через которую можно будет увидеть лишь этот кусочек убранства Введенского собора, не получится.
13.

14.


В конце XIV века в Толгском монастыре произошел большой пожар, в котором сгорели кельи и ограда. Думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но после пожара святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени, совершенно невредимую и сияющую светом. Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.
15.

Сейчас она хранится здесь, в Крестовоздвиженском храме.

16.

17.

Это был единственный краткий миг между теми, кто хотел приложиться к чудотворной иконе, поэтому как вышло, так и вышло…
Осознать умом, что это та самая икона... через века... У меня умом не получается никак, все только на каком-то уровне, что гораздо глубже разума.

18.


В 1553 году монастырь посетил Иван Грозный, ехавший с богомолья в Кирилло-Белозерский монастырь, помолившись перед иконой, царь ощутил значительное улучшение своего состояния и повелел построить каменный храм в обители.
Вот он, Храм Спаса Нерукотворного.
19.

20.


А когда в 1612 году в Ярославле началось моровое поветрие, ко всегдашней Заступнице земли Русской обратился князь Пожарский и ярославские власти с духовенством. Икону принесли в Ярославль и после крестного хода эпидемия пошла на убыль.

Смутные годы с их политической растерянностью и борьбой сначала задели хотя маленьким краем и Толгскую обитель, а потом разразились над ней тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года Толгский монастырь подвергся жестокому испытанию — отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева.
21.


Кедровая роща была посажена в XVI веке в память о чудесном обретении иконы после пожара. Здесь же были выкопаны пруды, - вероятно, на случай тушения пожара.
Кедровник всегда был гордостью обители. По его тихим аллеям среди вековых деревьев не раз прогуливались цари, князья, именитые гости Толги.
Родина кедров - Ливан, а в России встречается только так называемая сибирская кедровая сосна. По преданию, именно из Сибири привез Ермак две огромные кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному. Царь же пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью более сотни таких кедров. В 1879 году кедровник пострадал от смерча, оставившего на месте большинства могучих деревьев только пни.
22.


С годами к деревьям стали относиться как к святыне. Кедровые шишки продавали у стен как монастырскую реликвию. В безбожные времена их брали на память верующие, приезжавшие в Толгу. Рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители. У большого пня на Пасху верующие оставляли крашеные яйца и кусочки куличей.
В советские годы, когда в монастыре разместилась колония, кедры начали погибать. Дренажная система, устроенная монахами, пришла в негодность. Пруды высохли, их пытались наполнять водой, но безуспешно - она уходила.
В 1970-х годах в роще высадили сто пятьдесят саженцев кедра, но из них прижились лишь двадцать четыре.
К моменту возвращения монастыря Православной Церкви в кедровнике сохранилось 27 двухсотлетних деревьев. Посадка новых кедров, с благословением и молитвой, оказалась более удачной, чем в прежние годы. Теперь у святых стен растут 193 дерева.
23.

Как уже сказала, попала я сюда просто чудом: Заглядывала в решетку, подпрыгивала, меня увидели и пожалели)

Колония в монастыре уже не удивляет, но вот еще одно его использование победившим пролетариатом меня просто ужаснуло своим цинизмом.
В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря.
Монастырь был полностью выселен, остались свободными все его здания и храмы, и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством, так как в те годы вокруг были только деревни, поля и леса. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.
В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора.
24.

Колонии, склады химикатов и ядов, коровники и конюшни – я слышала про всякие способы надругательства над храмами, но этот…

Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск.
Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.

Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы. Лишь 7 декабря 1987 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.

Что добавить от себя к истории, взятой с сайта монастыря и услышанной от гида?
Фотографии… надеюсь, они показывают хоть немного, почему у поста такой заголовок и как там хорошо. Как минимум, хорошо для любования глазами. Чтобы ощутить атмосферу Толгской обители душой, туда надо ехать. Вот написала это и поняла, что сюда я хочу вернуться намного больше даже, чем в сам Ярославль…
25.

26.

27.


К слову, машин с московскими номерами здесь едва ли не больше, чем с ярославскими.
28.


А у самого монастыря транспорт поскромнее)
29.


И работы у монахинь – тьма, ведь не только красоту на территории поддерживают, но и хозяйство ведут огромное.
30.


Вообще, фотографий отсюда еще такое количество, что выбрать для поста – мучение, ведь каждый-каждый уголок монастыря – маленький (или большой) эстетический шедевр.
31.

32.

33.

34.


Даже мимо трапезной для туристов, места чисто прагматического, и то пройти невозможно)
35.


Цены здесь, к слову, очень даже божеские)
36.


Но все, пора… Все-таки это тоже была экскурсия, на которой время туристу не принадлежит. Кто был, тот наверняка понимает, как не хочется отсюда уходить, кто не был – попробуйте, таких благодатных мест не так уж и много на земле. В поездке на Соловки у меня такими были Кижи, в круизе на «Княжне Анастасии» - именно это, Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле.
37.


P.S. А еще отсюда я вынесла понимание, почему так строго в храмах относятся к нам, фотографам. Точнее, здесь мне впервые подробно, с примерами, это объяснили, а потом в этой поездке я слышала об этом еще трижды. Воруют. Больше всего на Золотом Кольце опасаются немцев, слишком часто они вообще не интересуются ни рассказом, ни фресками, а сразу несутся с камерой к тем иконам, что не в иконостасе, а по всему храму. И да, пока не стали бдительнее, слишком явны были случаи «совпадений» последующего воровства.
Так что делюсь работающим советом: если вас заметили фотографирующим, делают страшные глаза и машут руками, со знанием дела скажите, что вы снимаете только общие планы, фрески, стены, паникадила и прочее, что фото икон для вас самих - табу.




Tags: "Княжна Анастасия", Мостурфлот, земля Ярославская
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Шесть номеров не угадал никто

    Знаете фразу, да?)) Вот и у нас никто-никто, ни из нашей Российской глубинки, ни из солнечной Калифорнии, ни из столицы нашей Родины, ни из самого…

  • Всем мужчинам хочу пожелать...

    Не поймите превратно, но только одного - женщин. Любящих, но не душащих любовью мам, невредных сестер, некапризных любимых, жен, которые "в…

  • Арифметика общепита

    Сначала, прямо на месте, я хотела написать восторженный пост-малышку про очевидно-невероятное, приложив чек в обоснование невероятной очевидности.…

promo lica_alica march 24, 2016 20:00 80
Buy for 30 tokens
На этом месте сейчас появится совершенно беспардонный, откровенно рекламный пост! Рекламный, хотя ни единой копейки я за него и не получу. Нет, я совсем не бессребреница и не равнодушна к деньгам, вот только есть две вещи, которые я готова рекламировать бескорыстно: хорошие книги и круизную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →