lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Categories:

Уездный город Вязьма, часть вторая

Наверное, после поста о храме Одигитрии и продолжить надо было еще одним отреставрированным, «достойным» храмом Вязьмы, тем более что нехватки таковых в городе не ощущается, но мне запала в душу совсем другая картина. Другая картина и другие слова…


Как и нежно-воздушная Одигитрия, Екатерининский храм появился передо мной в пелене голых апрельских веток. Здесь тоже несуществующий гениальный художник создал идеальный «занавес» для проступающей картины. Так прячет свои раны нищий, в котором еще сохранились остатки гордости…



Я выше сказала про другие слова – это подслушанная у стен умирающего храма фраза: «Вот она, наша русская Пальмира». Мне настолько нечего добавить, в этой фразе столько самостоятельных смыслов, что в этот раз я просто буду цитировать сайт Вяземского благочиния.


К числу наиболее выразительных памятников стиля барокко на Смоленщине принадлежит Екатерининская церковь. Стоит она посредине старинного кладбища на западной окраине города. Церковь была освящена во имя иконы Владимирской Божией Матери и имела приделы Святой Великомученицы Екатерины и Святых Апостолов и Святой равноапостольной Марии Магдалины. В народе храм чаще называли Екатерининским, почему и кладбище носит то же название.





Церковь построена на средства священника Иоанна Тредиаковского в 1770-1776 годах. Ярусное четырехстолпное здание завершается пятью главами. Центральная глава с верхним светом восьмеричком высоко поднята над остальными. Угловые - сделаны в виде глухих башен с плоскими основными и скругленными диагональными гранями. Все эти башни увенчаны луковичными главками. Привлекает внимание наружное убранство, где не последнюю роль играет композиция разнообразных окон. Здесь использован весь арсенал приемов барокко: лучковые и треугольные наличники, пилястры, фронтоны над ризалитами и сгруппированные по три колонны - их всего 36.



Во второй половине 19 века стены, пилоны и своды храма были расписаны фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. Однако они все более разрушаются, так как хотя храм и передан в 1992 году Церкви, никаких работ по его восстановлению до сих пор не проводилось. Сегодня лишь с трудом можно различить орнаменты и фрагменты композиций: «Тайная вечеря», «Троица», «Преображение», «Распятие».







Екатерининское кладбище - одно из четырех старинных кладбищ Вязьмы. Здесь сохранилось несколько старинных надгробий. Недалеко от церкви похоронена местночтимая старица Настенька (Филиппова Анастасия Филипповна). Умерла она 27 мая 1959 года в возрасте 117 лет. В последний путь Настеньку провожал весь город и до сих пор на ее могилку идут люди с надеждой на помощь и участие. В Вязьме в 2009 году вышла третья книга со свидетельствами очевидцев о пророчествах Настеньки.



Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории города возникло несколько солдатских кладбищ и братских могил. Впоследствии останки всех воинов были перенесены на Екатерининское кладбище и устроен мемориал Славы. На мраморных досках перечислены имена солдат и офицеров. Сюда перенесен прах героя Советского Союза командующего 33-й армией генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова. Здесь похоронен и его сын (по предсмертному завещанию).

Про генерал-лейтенанта Ефремова еще будет повод сказать, а пока еще одна монументальная брошенная церковь - Церковь святых апостолов Петра и Павла (Церковь св. Георгия Победоносца). К счастью, близко я к ней не подходила, вся тягость моих сожалений и горечи досталась церкви Екатерининской.




Ну, вот, выдохнула больное, теперь можно просто показывать Вязьму, как она есть. А есть в ней и действующий Свято-Троицкий Собор, доминанта города, его исторический центр, находящийся на высоком берегу реки Вязьмы.


Собор, как и весь многострадальный город, пережил и 1812 год, и 40-е. Именно в 1941 году он и вернулся к деятельной жизни после революционного разграбления.






А это вид с самого холма на реку. Летом здесь наверняка благодать…




Сам город? Ну, что город?.. Нет в нем ничего примечательного: обычные дома, административные здания, многочисленные руины, частный сектор да более-менее современные девятиэтажки. Такая вот улица, например, ведет к Свято-Троицкому Собору.


Мимо Дома культуры, наверное. Все, как везде – маски лицедеев вперемешку с проповедуемой духовностью…


Слишком зло говорю? Да ладно! Смотрите сами.


Думаете, это тоже храм? Ну, да, храм. Но и не храм: эта церковная луковка с крестом вот-вот свалится с городского краеведческого музея.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – какой-то совершенно не укладывающийся в мое сознание пример «возрождающегося сотрудничества Церкви и государства». Здесь был и дом физкультурника, и кинотеатр, и дом пионеров, и городской радиоузел, а теперь вот одновременно работает музей и силами РПЦ идут реставрационные работы по восстановлению храма. Что дальше – храмо-музей, музее-храм?..


Маленькая реплика, чисто ЖЖ-шная)) Это обещанная rajskij_sad симпатичная скамеечка из Вязьмы, она прямо здесь, то ли у храма, то ли у музея.


И еще один бывший храм - церковь Спаса Всемилостивого, когда-то - часть Аркадьевского монастыря. Отреставрирован и передан Центральной городской библиотеке.






И когда только закончится этот нелепый сюр соединения Ленина и Церкви?..


Всем, кто соберется ехать в Вязьму, сдаю полезный секрет: сюда можно попроситься в туалет, вам не откажут. Секрет немаловажный, кстати, так как единственное такое заведение хоть и существует на указателях и в реальности, банально закрыто. А еще в качестве «спасибо» за гостеприимство и, испытав полное обалдение от обнаруженных в 2016 году цен, в библиотеке можно купить наборы открыток Вязьмы, стоимость каждого из которых – 10 рублей! Нет, я не потеряла нолик и не перепутала цену одной открытки с ценой набора)) Кстати, именно оттуда я брала текст к посту о памятнике-паровозе у железнодорожного вокзала города, и именно поэтому там такой чисто советский текст: открытки родом из 1989 и 1990 годов. А знаете, где отпечатан один из наборов: на Комбинате печати издательства «Радянська Украина». «Чудны дела твои…»

И последний штрих древней Вязьмы – Спасская башня.


Кстати, не могу обвинить город в неуважении к своим истокам и отсутствии заботы о туристах: во всех значимых местах стоят информационные щиты, рассказывающие о достопримечательностях. Вот и у Спасской башни такой есть, желающим конкретики он расскажет больше и лучше, чем моя отсебятина.


На этом рассказ о Вязьме исторической заканчиваю, последняя его часть будет о Вязьме героической…
Tags: земля Смоленская
Subscribe

Posts from This Journal “земля Смоленская” Tag

  • Хмелита-«грибоедовщина»

    Странно писать о хмуром дне, когда только что побывал в солнышке и купался в людской доброжелательности, но и оставлять без внимания место…

  • Уездный город Вязьма, часть третья, героическая

    В субботу снова еду по русским городам и весям, так что пора заканчивать рассказ о Вязьме, небольшом городке на Смоленщине, на который за века его…

  • Уездный город Вязьма

    Вот уже несколько дней не могу подступиться к большому рассказу о Вязьме, все отделываюсь паровозами да картинками природы вокруг нее. А все потому,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “земля Смоленская” Tag

  • Хмелита-«грибоедовщина»

    Странно писать о хмуром дне, когда только что побывал в солнышке и купался в людской доброжелательности, но и оставлять без внимания место…

  • Уездный город Вязьма, часть третья, героическая

    В субботу снова еду по русским городам и весям, так что пора заканчивать рассказ о Вязьме, небольшом городке на Смоленщине, на который за века его…

  • Уездный город Вязьма

    Вот уже несколько дней не могу подступиться к большому рассказу о Вязьме, все отделываюсь паровозами да картинками природы вокруг нее. А все потому,…