lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Третьяковка, дилетант и Заоблачные леса

По устоявшейся традиции 7-ю (как и предыдущие, насколько помню) Московскую международную Биеннале современного искусства "простые зрители" ругают. Ругают красочно, эмоционально и не очень выбирая выражения. Ну и что, что имя Бьорк считают фамилией и пишут его с ошибками, зато точно знают: современное искусство - отстой, художники - мазилы, деньги выброшены на ветер (чьи деньги, не уточняют). Признаться, у меня тоже термин современное искусство часто навевает образы инсталляций из туалетной бумаги да одного прибитого к брусчатке клиента психиатра. Но я упрямо продолжаю попытки найти в нем что-то живое, и иногда...


Михаэль Наджар, «Космический лес» (гибридная фотография, архивная пигментная печать)

2.


Тоже фото. Воды!)
3.

4.


Любопытно, что даже у самих устроителей и у маститых критиков трактовки названия сегодняшней Биеннале – «Заоблачные леса» - разнятся до противоположности. Кто-то противопоставляет облачность (в интернетном смысле слова) нынешнего информационного поколения цепляющемуся корнями за прошлое поколению… да моему, собственно. Кто-то рассуждает о взаимопроникновении «облаков» и «лесов», кто-то – об экологии, кто-то – о едином организме технологий и искусства.

От первого лица: «Принято говорить об определенном разрыве, даже пропасти, между этими поколениями: у них действительно абсолютно разное восприятие реальности. Но я рассматриваю это как новую экосистему, в которой мы живем. Меня интересует взаимообмен между поколениями: то, как образуется новое культурное пространство, возникает новая природа искусства, в которую я предлагаю зрителям погрузиться и, возможно, открыть для себя что-то новое. Молодые художники, выросшие в «облаках», стремятся найти свои корни, спускаются к земле, исследуют историю и традиции, у них формируются новые традиции, другое понимание пространства и исторической перспективы. Старшее поколение стремится попасть в «облако», освоиться в интернете, выйти на новый уровень коммуникации. Мне любопытна циркуляция процессов в этой новой экосистеме, ее богатство и красота». (Куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава)

Ну, а я – своим взглядом, дилетантским: безусловно, идея, объединившая 51 художника из 24 стран, красива по форме и по смыслу. Идея. Понимание же красоты и умение раскрыть этот смысл у творцов разные порой до противоположности. Да что там, иногда смысл, казалось, заключается в полном отрицании наличия мозгов у тех самых «лесов», такое было порой ощущение. Но были и другие. Ощущения то есть. Предлагаю вам проверить свои.
5.

Узнаете руку? Даши Намдаков, «Хранитель Байкала». Копия оригинала, из-за которого полыхает очередной связанный со скульптурами Намдакова скандал, уникальна: напечатана на 3D-принтере. Это первый в России арт-объект, созданный с применением цифровых технологий из биоразлагаемого материала.
6.

7.

8.

9.

Фабрика по производству облаков. В конце концов, если есть ловец снов, почему не быть ловцу облаков?)
10.

11.

12.


"Темные материи" на поверку оказываются всего лишь плотной бумагой с печатью. Впечатляет в реальности.
13.

14.

15.


Без туалетной бумаги на самом деле не обошлось))
16.


Собственно, как раз про инсталляции. Признаться, я обычно воспринимаю их, как набор неких предметов, собранных в художественную кучу, словесно наделенную заумным смыслом. Не хочешь прослыть невеждой, значит, стой и смотри с глубокомысленным видом. Ну, вот: внимание всем, кто хихикал тут у меня над Золушкиными босоножками)) Они – часть арт-объекта «Эйрклинингледи», я не зря говорила, что они бесценны))
17.

18.


На этот раз организаторы выставки полностью отказались от подписей-объяснений. Думайте сами, решайте сами, а на табличках, которые не всегда даже можно соотнести с конкретной вещью из-за непродуманной навигации, только имя автора, название и перечисление «деталей образа».

Но нет, сплошной иронии в адрес увиденного у меня точно нет, на этот раз среди вороха заумностей и даже жуткостей были две вещи совершенно прекрасные.

Рохини Девашер, Индия, «Сферы»
Как рассказать о необыкновенном видео во всю стену, наложенном на рисунок на этой стене? Как передать эффект присутствия в центре сферы, одновременно и под водой, и над землей, и на земле, где перед глазами ветер колышет травинки? Или на краю кратера дымящегося вулкана? Смысл задуманного как-то умно объяснял мимо проходящий гид-волонтер, но искусство – вещь малообъяснимая, ты или чувствуешь, что это оно, или равнодушно пожимаешь плечами.
19.


А вот второй проект сюда не помещается, просится на отдельный пост, родив одну хорошую идею… Поставим его на паузу и пойдем пока дальше по залам.

Многое привлекло просто многослойностью и …да простят меня великодушно искусствоведы, но я тут все же взгляд «обычного человека» представляю)) В общем, да простят они, но второе определение – прикольностью.
20.


Это на самом деле хочется потрогать, «заглянуть за край», понять, как это и из чего это.
21.

22.

"Американский художник Эллиотт Хандли входит в 50 самых дорогих художников мира. Его неповторимая техника коллажа, с множеством деталей и сюжетов, вводит зрителя в замешательство. Вырезки из журналов и газет, фотографии, посуда, стразы, иголки - взгляд может бесконечно бродить по огромному полотну, цепляясь то за одно, то за другое. Но только отойдя на приличное расстояние можно осмыслить картину. Многие из работ Хандли обращены к его южным корням или имеют отсылки к греческой трагедии, классической мифологии и древней японской гравюре".

Как-то раз я уже восторгалась похожими картинами на металле, но тогда сфотографировать их не дало освещение, а сейчас вот пытаюсь передать, как оно в реальности. Выше один из самых дорогих художников, а это самые дорогие экспонаты выставки авторства американского художника и режиссера, а по совместительству бывшего мужа той самой Бьорк - Мэтью Барни.
23.


Гальванизированные медные пластины, патинирование, медные рамы – вот и все описание. Серия «Космическая охота».
24.

25.


Кстати, на официальных фотографиях с биеннале у этих работ нет ничего общего с оригиналом, с его роскошным матовым блеском (такой бывает?) и игрой оттенков.
26.


Это, конечно, далеко не все. Да и разбросаны проекты 7-й биеннале по всей Москве. Я была на основной площадке, в Третьяковке на Крымском валу, а они есть и в Дарвиновском музее, и в Тимирязевском, и в Царицыно, и в Архангельском, и на разных площадках ММОМА, на Винзаводе, в Москва Сити… Большой список. Если кто-то из вас видел, поделитесь в комментариях, интересно же, а все самой не посмотреть, хотя выставка и продлится до 18 января будущего года.

Рискну в заключение сказать, что увидеть своими глазами основной ее проект, пожалуй, стоит. Если вы совсем уж не отвергаете все, что не является классикой, то почему бы и не попытаться найти те мостики между «облаками» и «деревьями»? Тем более что каждую среду на поход сюда даже не нужно тратить деньги, Третьяковка по средам бесплатна для всех.


Tags: арт-москва, выставка, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lica_alica march 24, 2016 20:00 80
Buy for 30 tokens
На этом месте сейчас появится совершенно беспардонный, откровенно рекламный пост! Рекламный, хотя ни единой копейки я за него и не получу. Нет, я совсем не бессребреница и не равнодушна к деньгам, вот только есть две вещи, которые я готова рекламировать бескорыстно: хорошие книги и круизную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →