lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Остров Коневец – место силы?

Чтобы находить здесь что-нибудь великолепное или поражающее, для этого, по правде сказать, надо иметь слишком пылкое восторженное воображение; но остров и обитель имеют приятный и приветливый характер. Чувствуешь, что тут есть приют, и не ошибешься в этом, потому что обитель предлагает такой приют каждому…
(Николай Лесков)



Под северным небом, среди Ладожских вод, маленький остров, километров так восемь квадратных, заросший лесом, ровный издалека, а на самом деле с небольшими холмами над роскошными и безлюдными песчаными пляжами. Тихий, уединенный остров Коневец, что не очень-то на слуху у туристов, даже речных. Отрада для глаз, необыкновенный запах: лес, лес, лес, густой лесной дух, к которому ничего не примешано. Ни одного постороннего звука. Нет людей, кроме нас, разобранных на небольшие группы и разведенных гидами в разные стороны. Природа, монастырь, скиты и часовни – остров... Представили?

Кажется, что рассказать – проще простого: восхитись красотой, подпиши к фотографиям кусочки истории, штрихами набросай мистики (а она есть), пугни секретностью и колючей проволокой. Чем не рецепт гарантированно интересного места и добротного о нем рассказа? Тогда почему вот уже месяца два он у меня в планах, сто ссылок сохранено о нем в компе, куча путеводителей и по острову, и по Ладоге под рукой, каждая пройденная тропинка, каждый поворот и каждая куртинка июньских ирисов в памяти, а подступиться все никак не могла?
2.


Почему ощущение, что это милейшее, безмятежное и тишайшее место таким только кажется? Что бурлят тут невидимые бури и что монастырь, скиты и часовни стоят тут, как стражи вот этой видимой красоты и покоя. А может, и не рассказывается мне потому, что не надо об этом всем вот так, ища сокрытое, может, надо проще, как все...
3.


Читала я, что в советских энциклопедиях остров Коневец не упоминается вовсе, что не было его даже на общедоступных картах, а в путеводителе за 1956 год нашлась всего одна строчка: «Роскошным пляжем опоясан остров Коневец». И ни слова о том, что никакого доступа на эти пляжи тогда и близко не было. Нет на них загорающих и сейчас, но тому уже совсем другие причины, связанные со статусом острова-монастыря. Негоже в бикини на святой земле.
4.


Ну что ж, все-таки попробую стройно и по порядку.

История древняя: Арсений Коневский и изгнание бесов
В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, имея с собой икону Божией Матери, коей благословили его на Афоне, и намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться.
А тут еще и рыбак ему встретился, рассказавший, что место это бесовское, что стоит на острове Конь-камень, а на нем язычники жертвоприношения совершают.


Вот он, камень тот, ровесник Ладоги, ледниковый валун больше 700 тонн весом, и хоть одна из версий названия убеждает в схожести его с конской головой, мне такой не увиделось. Разве что верблюд?)
5.


Так что я, пожалуй, больше поверю не в схожесть с конской головой, а в историю победы христианства над язычеством:
До появления на острове инока Арсения карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей. Весной их привозили на остров, оставляли тут без всякого присмотра, а осенью забирали домой. Покинутые кони, бродя по острову без работы на всем здешнем приволье, отлично выхаживались. И вот, чтобы духи не вредили коням, одного из них приносили жертву на Конь-Камне. По глубокому же убеждению монахов, там, где приносится кровавая жертва, всякая нечисть находится. Вот и нашел инок Арсений это место «больше бесовским ужасом, чем темным лесом, окруженное». Тогда преподобный взял чудотворную икону и прилюдно отслужил здесь молебен с просьбой ко Всевышнему очистить остров от нечисти, после чего окропил камень святой водой. Далее в Житии написано, что из щелей, из-под камня выскочило нечто — вроде как воздух над огнем дрожит; все это поднялось над деревьями, превратилось в большую стаю ворон, которая улетела на Выборгский берег в сторону бухты (ее стали называть Чертовой, а после революции 1917 года Владимирской — в честь В. И. Ленина). После молебна Арсения Коневского на Конь-Камне установили часовню.
6.

7.


Именно эта построена в 1895 году.
8.

9.


Вряд ли кто из читающих это поверит в бесово воронье, а только ворон здесь нет. И змей нет, из всех Ладожских озер змей нет только здесь, и исчезли они по преданию аккурат в то самое время. Как-то раз школьники приплыли сюда с ужом в террариуме. Так этот уж в первую же ночь непонятным образом исчез из своего заточения.
10.


История Коневского Рождествено-Богородичного монастыря: войны, перенесения а другие места, восстановления, опять погромы и забвение на многие годы.
Коневец считается одним из центров православия на западе России уже более шести веков. Коневский Рождество-Богородичный монастырь некоторые сравнивают по значению с Валаамским монастырем, ценят его и почитают. В свое время здесь побывали Александр II с семейством, Александр Дюма, Николай Лесков, Дмитрий Менделеев и Федор Тютчев.
11.


Много я трудных монастырских историй читала, но от этой остался, пожалуй, самый печальный след. Будто мало было инокам природных тягот суровой земли с полугодовой почти зимой, будто требовалось от них пронести монастырь и сквозь бури иные.

1393 год – на острове поселяется инок Арсений, строит себе небольшую келью на вершине
небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и живет там в
уединении около трех лет.

1396 года - Арсений переходит жить на берег Ладоги. Здесь к нему начинают стекаться ученики,
составляя тем самым первую монастырскую братию. Братия сооружает каменный храм во имя
Рождества Богородицы (1398), строит себе деревянные кельи и ограду.

1421 год - страшное наводнение на Ладоге затопило монастырь, и Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен уже новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже он неоднократно перестраивался, являясь, как полагают исследователи, первой на Ладоге и всём русском Севере каменной храмовой постройкой. В новый храм была помещена главная святыня монастыря — икона Божией Матери Коневской.

12.

13.


1577, 1610 годы – монастырь полностью разоряется шведами. С 1617 года Россия почти на 100 лет теряет выход к Балтийскому морю, а Коневский и Валаамский монастыри прекращают своё существование. С 1610 по 1718 годы братии пришлось уже во второй раз искать приюта в Деревяницком монастыре. За 100 лет место, где была обитель, поросло густым лесом. Некогда возведённый здесь силами монастырской братии каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был разобран шведами до основания, а камни увезены в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использованы для строительства кирхи и крепостных укреплений, от собора осталось лишь основание каменного фундамента. Мощи преподобного Арсения, скрытые под полом храма, остались лежать нетронутыми.

Начало 18 века – Петр I, битва под Полтавой, возвращение земель и в том числе острова Коневец. С этого времени начинается продолжительный — до начала XX века — период возрождения и расцвета Коневского монастыря.

20 век - поскольку в 1918 году Ленин подарил Финляндии независимость, Коневский монастырь оказался за пределами России. К 1932 году в обители осталось 75 иноков. Многие из них приняли финское гражданство. Постоянные богослужения проводились только в главном храме — соборе во имя Рождества Богородицы. На территории монастыря расположился один из штабов береговой артиллерии финской армии. На мысе около Коневского скита — южная батарея; в северной части острова — северная.
Коневский монастырь получал от военных небольшую арендную плату, а также зарабатывал поставкой дров и продовольствия (в обители сеяли рожь, овес, пшеницу; сажали картофель, капусту, морковь; здесь росли яблони, груши, сливы; имелся пчельник). Неподалеку от кирпичного завода монахи открыли школу для детей военных. Таким образом, офицеры штаба могли постоянно жить на острове.

14.


Так жил монастырь до 1939 года, когда началась Финская кампания. За месяц до начала военных действий наиболее ценное имущество монастыря эвакуировали в Финляндию. В течение войны монахи оставались на острове. Во время сильных бомбежек советской авиации собирались в храме на молитву. И что удивительно: за время войны ни один инок не был даже ранен.
15.


По окончании войны 13 марта 1940 года Ладожское озеро, а также острова Валаам и Коневец стали территорией Советского Союза. По приказу финских военных властей братия (31 человек) перед приходом советских войск покинула обитель. В 1941 году часть иноков вернулись на остров — они пытались возродить монашескую жизнь. В какой-то степени им это удалось. Правда, все храмы, кроме Никольского, были разорены, поэтому службы велись только в этой церкви. Но вот в 1944 году в эвакуации умер игумен Маврикий. Его тело доставили на Коневец и захоронили у алтаря собора. А 19 августа того же года последние из братии покинули остров. Рождество-Богородичный мужской монастырь вновь опустел.

1991 год - остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. Спустя более пятидесяти лет после того, как Коневская братия, спасаясь от войны, покинула остров, новые молитвенники продолжили монашескую традицию.
В том же году были обретены мощи преподобного Арсения, чудесным образом сохранившиеся в подвале под полом храма. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году.
В 1993 году Русская Православная Церковь отпраздновала 600-летие обители.

16.

17.

18.

19.

20.


История военного полигона на святой земле
После окончания Великой Отечественной войны монашеские кельи заняли военные моряки. На Коневце разместилась военно-морская база.
Почти 50 лет остров оставался запретной зоной — здесь находился военный полигон. Берег острова опоясало заграждение из колючей проволоки.
На полигоне разрабатывались и испытывались первые образцы советского химического оружия; проводились испытания ракет на твердом топливе. Здесь также испытывали морское минное и торпедное оружие. Военные привели монастырь в полный упадок, а вслед за этим покинули остров.

21


Вроде бы не так страшно звучит, если бегло прочитать, вот только экологи не считают, что все здесь теперь благополучно. И пусть они обычно преувеличивают большинство опасностей, но здесь и на самом деле есть что преувеличить.

Остров был лишь одним звеном в ядерной цепочке, носившей кодовое название "Направление 15" - под таким названием в СССР после войны в обстановке строжайшей секретности начались работы по созданию оружия массового поражения с применением боевых радиоактивных веществ (БРВ). Основной полигон у военного института и лаборатории был здесь, на Коневце. На южном полигоне острова подрывали заряды с зарином, зоманом, табуном, адамситом, люизитом. Об этом рассказал Артур Теберг, он служил на полигоне офицером. Леонид Петров служил на Коневце в 1957 году в составе химвзвода. Матросы взвода ежедневно, кроме воскресенья, по восемь часов работали с боевыми радиоактивными веществами. Кроликов с выстриженной на животе шерстью сажали на листы, покрытые БРВ, и потом животных увозили в лаборатории. Обрабатывали листы радиоактивными растворами, потом проводили дезактивацию, и растворы лились прямо на прибрежную гальку. Солдаты работали в комбинезонах, а мыли их просто – заходили в Ладогу. Этот полигон был на северной оконечности Коневца у мыса Варгосы. Петров недолго смог работать с боевыми радиоактивными веществами – через пять месяцев тяжело заболел, и его комиссовали. Потом стал бывший матрос инвалидом второй группы. На этом же острове проводили испытания элементов ядерного оружия, там была лаборатория академика Курчатова.

Сейчас пугают монахов и туристов с паломниками тем, что остров фонит излучением, которое не определяется обычными дозиметрами, но только живет он новой жизнью уже 26 лет без потрясений и страхов и, дай Бог, будет так жить и дальше.
22.


Зримые же следы присутствия на этой земле не просто безбожников, а варваров, вот, перед глазами. Часовня во имя Успения Божией Матери построена в 1899 году взамен креста, стоявшего на месте, где любил отдыхать Преподобный Арсений. Самая красивая на острове. в русском стиле, воздушная, светлая, и...
23.

24.


Не стали в наши дни восстанавливать эту икону, буквально законсервировали в таком виде. А вид этот – следы метания ножей солдатиками.

История другой часовни, в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму, на месте, где до этого стоял воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения деревянный поклонный крест. Крест был чудодейственным и помогал исцелять зубную боль. В 1740 году на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь её и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец военных частей Красной армии. Военные же оперативно разобрали часовню и соорудили из ее бревен КПП на пристани. И получилось, что по-прежнему охраняла эта часовня остров, и ничего тут не могло поделать никакое советское и военное начальство…
25.


Вот так часовня и выжила, и стала самой старой постройкой на острове, потому что вернулись на остров монахи и бережно разобрали тот КПП, а из сохранившегося материала снова восстановили часовню. Так и стоит она на Святой горе рядом с Казанским скитом.
26.


«Маленьких» историй здесь великое множество, даже первая могила на мирском кладбище сохранилась. Похоронен в ней князь Манвелов. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец - нередко на всю осень. По мере сил помогал обители, особенно престарелым инокам. Набожный и кроткий, он любил беседовать с монахами, в особенности — со старцем Коневского монастыря о. Израилем. Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Только и эти маленькие истории, если их все пересказать, еще не весь Коневец. К общей ауре острова приложили руку уфологии и прочие искатели чудес и мистики. Причем почва для их изысканий вполне реальная. Никем не отрицаются, а даже как-то исследуются светящиеся каменные кольца на дне Ладоги неподалеку от острова, периодические хроноаномалии и светящиеся шары вроде бы как подтверждены, и баррантидам найдено вроде бы внятное объяснение (гул это из-под воды, который время от времени здесь раздается, здесь и у Валаама), и кипящей холодным кипением воде Ладожского озера. И вроде бы по одному все объяснимы явления, но вот как подумаешь о всех сразу да в одном месте...

Нарисовалась какая-то мрачноватая картина этого чудесного, неповторимого, безмятежного острова? Но вот же он, вот так он нас встречает, где же тут мрачность и угроза?
27.

28.


Бесы изгнаны вместе со змеями, экология, как говорят, восстановлена, красота вокруг неописуемая, братия в мире и согласии и с паломниками, и с туристами, а что еще нужно для обретения душевного покоя хотя бы на несколько часов, проведенных здесь? Да и не уходит это чувство, хоть время и бежит, а оно не уходит. Не зря я все пишу и пишу, и совсем не хочу заканчивать уже такой неприлично большой рассказ.
29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.


Но надо, надо... Надо возвращаться на свой теплоход, надо возвращаться в сегодняшний день...
37.


А знаете, я редко прямыми советами разбрасываюсь, но сейчас именно прямой и недвусмысленный: окажетесь на Коневце, не зависайте около гида. Да, расскажет много и интересно, но, во-первых, все равно не все, а во-вторых, на этом острове лучше всего слушать сам остров, видеть его, впитывать его дух, запоминать глазами и всей душой. Отойдите хотя бы на несколько метров, но отдельно от группы. Одному или вдвоем с тем, с кем хочется это чудо разделить и кто, вы уверены, его разделит...
38.


Так что, место силы? Необъяснимой, но явственной? Без малейшего сомнения!

P.S. Из подслушанного не мной:
Подошел к окну, чтобы закрыть его, а там, за окном, разговор…
- Нет, насчет бесов не знаю, но комары на Коневце ужасные. Ни «раптор», ни «москитол» не помогают…
- Так это и не комары совсем…
- А кто же?
- Бесы… Такое поверье есть, что, когда преподобный Арсений изгонял их из Конь-камня, крупные бесы в воронов превратились и в Чертову лахту улетели, а мелкие - комарами стали.
- И как же от них спасаться тогда?
- Так ведь молиться надо…



Tags: "И.А.Крылов"-Питер, #мостурфлот, #навигация-2017, Ладога, Мостурфлот
Subscribe
promo lica_alica march 24, 2016 20:00 80
Buy for 30 tokens
На этом месте сейчас появится совершенно беспардонный, откровенно рекламный пост! Рекламный, хотя ни единой копейки я за него и не получу. Нет, я совсем не бессребреница и не равнодушна к деньгам, вот только есть две вещи, которые я готова рекламировать бескорыстно: хорошие книги и круизную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →