lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Бизнес не по шаблону – миссия выполнима?

Будет много высоких слов, от которых я обычно шарахалась и в которые редко верила. До этого интервью...

Кому стоит читать:
- Тем, кто убежден, что у нас не «всепропало».
- Тем, кто верит в существование бизнеса не ради мошны.
- Тем, для кого предприниматель – не ругательство.
- Тем, кому интересны яркие люди.
- Тем, кто верит в идеалы.
- Да просто тем, кто доверяет лично мне, потому что мне этот рассказ не обещает никаких
дивидендов, кроме удовольствия поделиться тем, что узнала))

Кому не стоит читать:
- Озлобленным на мир Фомам Неверующим и всепропальщикам любых мастей.

Удивлены? Где я и где большой бизнес? Да на тех же местах, где и были по отношению друг к другу, не пересекаясь ни на секунду. Вот только #хорошобытьблогером, это порой приводит тебя в такие места! к таким людям! Правда, вам пока ни о чем не скажет конкретное имя, так что я переверну с ног на голову жанр интервью и...



Просто вспомните, ведь многие из нас в детстве хотели изменить мир, сделать в будущем что-то такое, чтобы все люди были счастливы и здоровы, чтобы не было в этом новом мире безразличия и жестокости. Кто-то «перерос» и решил, что повзрослел, раз избавился от фантазий, а кто-то, повзрослев по-настоящему, не дал пропасть в себе тому, чем его наградила природа, включая и доброе сердце. Вот он-то и смог направить свой талант и знания именно на то, о чем мечтал когда-то – сделать этот мир хоть немного поприятнее.

Уже гложут сомнения, что так бывает? Ну, тогда попробуйте представить, что еще в 80-е годы прошлого века ты уже программист, хотя пока и школьник. Попробуйте представить, что живешь ты на краю земли, а перед тобой настежь открыта дверь лучшего вуза твоей огромной страны. Многие от такого откажутся и выберут детскую мечту делать мир добрее, а не опаснее? Многие вообще задумаются при этом о нравственной стороне гарантированной профессии? Многие сломают предопределенность будущей вполне сытой жизни ради радости каждодневной помощи людям? Пафосно звучит, да... Но, пожалуйста, забудьте это слово, пока читаете. Я тоже была скептиком до нашего разговора, а теперь верю и знаю, что «все не то, чем кажется, и не наоборот». Возвращаясь же к рассказу о герое, скажу, что МФТИ тогда своего юного гения не дождался, он остался в своем Владивостоке и пошел учиться на педиатра.

То время не забудешь. Владивосток – город хоть и нашенский, но уж очень далеко от Большой Земли. Очереди, очереди, очереди, 300 грамм в одни руки, пока мама в одной, ты караулишь другую... Дальше – хуже. 90-е, карточки, пустые не только магазины, но и аптеки. Кто тогда болел сам или лечил близких, особенно не в Москве, не помнить не могут. Врач моих детей при мне звонила в аптеку нашего поселка и на повышенных тонах требовала, чтобы я получила выписанное лекарство. Я шла, а мне, глядя в глаза, говорили, что его нет. Возвращалась за два километра к врачу, она снова звонила, уже угрожая, я снова в аптеку, и – о, чудо! Бронхолитин у меня в руках, сын будет дышать без адского свиста в груди...

Это я, пациент, а человек, о котором идет речь, видел это изнутри и понимал ситуацию глубже, а потому решил, что помощи от беспомощного врача людям будет мало:

- Людям просто нужны лекарства. Вот просто нужны лекарства, чтобы они были. Я понял, что надо стать не столько врачом, сколько что-то сделать, чтобы они появились. Мне было 20 лет, и я видел: есть проблема, и ее никто не решает. Ну, не решает, а ты что сидишь? Почему не ты? И я, ничего не зная, откуда берутся лекарства, как они попадают в аптеки, просто решил этим позаниматься. Еще во время учебы.

- И сейчас это аптечные гипермаркеты и целый холдинг с вашим именем. Лучшая аптечная сеть Приморского края – это, как говорится, мнение снизу. Я ведь накануне нашей встречи просто позвонила своим в Уссурийск, спросила и получила именно этот ответ. Так как? Почему? Почему у нас тут тьмы и тьмы аптечных сетей, но вряд ли кто-то однозначно назовет лучшую, а ваша при не меньшей конкуренции заслужила такую репутацию?

- Потому что с любовью. Потому что чем больше и искреннее ты отдаешь, тем больше тебе возвращается.
Вообще, поначалу у нас ведь не было аптек. У меня была изначальная цель – обеспечить Приморский край лекарствами, и я этого добился: был фармацевтический склад, оптовая торговля. Но в какой-то момент, в 2000-м году, когда компания была уже немаленькая, сами сотрудники подошли ко мне с тем, что этого мало, что нужно больше не в плане бизнеса, как такового, а в плане его смыслов. И тогда общими усилиями мы выработали свою миссию, свое видение, свои ценности, и с этого момента стали идеологической компанией.

Мы занимаемся бизнесом для того, чтобы улучшить качество жизни людей. Бизнес – это наш инструмент, с его помощью мы закрываем потребности людей в чем-то, им необходимом. Мы не просто продаем. Ну, хорошо, открыли аптеки, они существуют. А что мы можем дать такого, чтобы жизнь людям улучшить? Ну, понятно, цены можно опустить, а еще что? Мы бы хотели, чтобы при входе в аптеку у людей уже настроение поднималось, чтобы энергия ощущалась теплая, чтобы забота о них видна была. Чтобы не только лекарства, но и мы их своим гостеприимством и заботой уже в каком-то смысле лечили. А давайте, краски поменяем, а давайте то, это? А давайте, чтобы он только подумал и уже мог заказать, чтобы ему даже идти не надо было. А давайте сайт, мобильное приложение. Давайте, чтобы он ночью мог себе заказ сделать. Чтобы по разным точкам не бегать в поисках, чтобы заказать все сразу и в одном месте, даже если прямо сейчас в городе вообще чего-то необходимого нет. Создали агрегатор, сейчас у нас 30 тысяч наименований, это ведь ни одна аптека России даже близко себе позволить не может, а мы готовы через год и до ста тысяч довести.



У нас критерий бизнеса – не выгодно это для нас или невыгодно, а по нашей миссии или не по нашей миссии. Каждое бизнес-решение мы прогоняем через «а это будет лучше для нашего покупателя или хуже?» Пример? Спиртосодержащие товары, наркотики качество жизни не улучшают, это не по нашей миссии, поэтому у нас есть твердые правила, лечащие уже не только отдельных людей, но и общество: настойкой боярышника или чем-то подобным мы не торгуем, наборы лекарств, которые известны всем наркоманам и не менее известны фармацевтам, мы не продаем. Мы даже шприцы не выкладываем в торговый зал и продаем их только с рецептом на инъекционные препараты. Вот так, всех наркоманов от себя отвадили и все же прекрасно себя чувствуем с точки зрения экономики.

- Но у вас ведь теперь очень большая команда, неужели все разделяют эти убеждения?

- Да, это уже вторая плоскость нашей работы. Именно тогда, когда мы осознали нашу миссию, то приняли естественное решение, что и команду будем подбирать такую, чтобы разделяла ее с нами. Не все, конечно, не все к этому готовы, но мы сейчас всем говорим, что у нас реально идеологическая компания и люди принимаются на работу по идеологическим соображениям. (Я думала, что уже никогда этот термин не будет иметь в моих глазах позитивную окраску, и как же на удивление здорово было принять тот факт, что ошибалась.) Поэтому у нас очень серьезный подход к отбору кандидатов, и при этом очередь к нам, да... Вакансии редки, от нас ведь не уходят.

Одна цифра. Текучка кадров в ритейле меньше 30% считается очень хорошей. У нас – 3%. Признаться, нам не верят, что такое возможно. А мы свой персонал обучаем, развиваем, помогаем не только профессиональному росту, но и личностному. Это тоже укладывается в миссию, потому что улучшать надо жизнь не только клиентов, но и собственных сотрудников.

- Помню, что несколько лет назад был сюжет по ТВ об очень нестандартной благотворительности, и только сейчас поняла, что это ведь именно о вас рассказывали!

- Благотворительность у нас началась буквально с первыми деньгами. Очень важно, что она тоже меня развивала. В том плане, что раздавая вначале ту самую условную рыбу, ты что-то делаешь, к тебе обращаются все больше и больше, но в какой-то момент ты осознаешь, что нет денег, времени и сил помочь всем, что наступает момент что-то менять, искать способ дать удочку. Мы занялись обучающими программами для детей из детских домов, малообеспеченных семей. Вообще, всем тем, что способствует социализации – рисование, программирование, танцы, пение, чтение... И не только дети, еще спорт, еще помощь бывшим учителям, сотрудничество с Российским Детским фондом, разовые акции, конкретная помощь тем, кому без нее беда.

А нестандартная, да, есть и такая. Может быть, вы знаете, что в государстве есть программа по обеспечению семейных детских домов жильем на селе. Но что это, пустой дом в селе? Без ничего. Тот еще подарок. Хозяйство свое просто необходимо! И вот мы решили дарить ...корову. Кормилицу. Тоже ведь своего рода удочка, ей руки нужны, уход, время. Купили пять коров, раздали в такие семьи с условием, что если родится телочка, то она тоже будет для кого-то таким подарком. Прошло несколько лет, теперь наше коровье поголовье уже около 40 штук.

- Но ведь вам и всего этого оказалось мало?

- Да, в 2010-м пришло осознание, что мало. Жизнь наша работа и благотворительность улучшает, но каждому по чуть-чуть, а хотелось большего. Чего-то еще более серьезного. Были попытки пойти в политику, после чего многое в этом деле понял и... начал искать другие пути реальной помощи людям. А они есть. Серьезная благотворительность должна поддерживать не просто отдельных людей, а общественную деятельность, причем бизнесменов-общественников у нас как-то почти и не наблюдается, что в корне неверно. Цель бизнеса – закрывать потребности общества, а не извлекать прибыль. Прибыль – инструмент, а не цель, именно тогда бизнес наполняется смыслом. Да, без прибыли бизнес умрет, как человек без дыхания, но ведь не ради дыхания живет человек!
_____

Невозможно перенести сюда все дословно, я ведь понимаю, что читать – это не слушать живого, увлеченного, умного и успешного человека. Просто знайте: история того, как личная стратегия жизни, основанная на принятой миссии, дала основу стратегии развития предприятия, общественных организаций и - бери выше - страны – она реальна, это не громкие слова. Причем ключевое – история эта человека живого в самом широком смысле слова. Потому что только такой мог заняться превращением своего предприятия в живую организацию, участвовать в движении «Живые города». Не изменить страну, не начав с себя, а ведь предприятие, место работы – место, где и можно раскрыть свою реализацию, свой потенциал творческий, тот набор талантов, что дан тебе с рождения. Предприятие – как среда, как атмосфера развития. Не построить новое общество, о котором столько говорится, кричалками на митингах, если члены его не научатся Жить. Именно с большой буквы, по-настоящему, получая энергию и радость от работы и творчества, принося пользу, служа людям. Не механически, не отбывая время. Одно такое предприятие, другое, третье... Малые ручейки, сливаясь, рождают реки и моря - не секрет же.

Звучит чистым идеализмом, почти утопией, но ведь работает, уже работает! Я ведь все это время и говорила о такой организации, говорила своими словами и прямой речью ее создателя. Помните цифру в 3% текучки? Помните о миссии заботы о людях? Так когда в организации комфортно сотрудникам, не менее комфортно и тем, кто приобретает у них услугу. Вот вам и круговорот добра в природе. С работы психология неравнодушия попадет в семью, из семьи – вовне, со временем люди объединятся в сообщества и уже как сообщества будут делать что-то полезное для своего города. И вот после этого оживет и город, станет Живым...

Ну, что ж, пора заканчивать. Пора сказать спасибо каждому, кто зашел в привычный журнал, а обнаружил там вот это неожиданное и дочитал его до конца. Пора назвать героя этого перевернутого с ног на голову то ли интервью, то ли рассказа для единственной любопытной слушательницы. Александр Монастырёв – Президент холдинга Монастырёв.рф, Президент Благотворительного фонда А.В.Монастырёва, Президент Союза «Во имя добра», член правления движения «Живые города», эксперт Агентства стратегических инициатив, Президент Федерации легкой атлетики Приморского края и прочая, и прочая... И просто удивительный человек, с которым мне повезло познакомиться! Почему вам стоит это имя запомнить? Ну, хотя бы потому, что человек с такой целью в жизни разве остановится на одном Приморье?! Ждите, будет и на нашей улице праздник знакомства с его живой компанией.


Tags: #хорошобытьблогером, интервью, серьезно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда коту делать нечего

    ...все в курсе, чем он тогда занимается. А когда его хозяйка ищ9ет пятый угол? Когда тошно, на улице темно, скучно, когда все противно, и вообще,…

  • Христопродавцы

    Ну что, привыкли, что все мои рассказы про Иорданию красивенько-восторженные? Сейчас порушу шаблон, потому что было там и то, что вызвало буквально…

  • Бедуинский чай для лоха

    Бедуинского чая не существует – это первое, что надо знать, отправляясь за ним на иорданский рынок или в сувенирный магазин. А больше,…

promo lica_alica march 24, 2016 20:00 81
Buy for 30 tokens
На этом месте сейчас появится совершенно беспардонный, откровенно рекламный пост! Рекламный, хотя ни единой копейки я за него и не получу. Нет, я совсем не бессребреница и не равнодушна к деньгам, вот только есть две вещи, которые я готова рекламировать бескорыстно: хорошие книги и круизную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →