lica_alica (lica_alica) wrote,
lica_alica
lica_alica

Петра, Шакира и племя Джека Воробья

Вначале было слово – Петра. Много лет назад оно остановило у иорданского стенда на MITT-е, натолкнуло пообщаться с главой иорданской турфирмы и угнездило в душе твердое желание увидеть это чудо своими глазами. Год за годом бежало время, валялся, время от времени попадаясь на глаза, блокнот с той выставки, валялся и дразнил той самой Петрой на обложке. Казалось, увижу это чудо света, и ...! И - что? Фантазия буксовала, сдаваясь под грандиозностью того, что обещал этот высеченный в скалах 23-вековой город. Давно было все читано-перечитано, не нужны были никакие гиды, нужно было только время, много времени. Казалось, буду в подробностях рассматривать все эти триклиниумы, колумбариумы и, затаив дыхание, благоговейно смотреть на Эль-Хазне.


Нет, это не Сокровищница, это круче!

Увы, разочарую тех, кто ждет подробного рассказа о набатейцах и их скальном городе. Зачем это все? Оно так растиражировано в интернете и так предсказуемо, а предсказуемость – не мой образ жизни. Поэтому слушайте рассказ другой: о том, как два осла превращаются в четырех, о краешке света и о том, как легко и быстро вспомнить забытый с института английский.

Ну вот, дорогая моя, ты и здесь, в преддверии чего-то эпического. И ничего, что каждый год это мгновение переживает полмиллиона человек, ты – впервые!
2.


Но я забегаю вперед. Сначала-то ты заплатишь за вход свои 8400 (в пересчете на рубли) на двоих и пройдешь мимо огромных «блоков Джиннов», что бы это ни значило, мимо рукотворной дамбы, потом в тумане от торжества долгожданного момента вступишь в каньон Сик... О, ты так часто себе это представляла! И вот! О! Ооо...!
3.

4.

5.

6.


Идешь, восхищаешься, стараясь не сердиться на что, что раз за разом приходится отвлекаться на отбрехивания от желающих ободрать тебя, как липку взгромоздить тебя на лошадь, верблюда или осла бедуинов. То самое «племя Джека Воробья», многие - просто одно с ним лицо, и только не хватает ножей или пистолетов за поясом. Один раз «no», два, три, пять, и вдруг тебя осеняет: «А ведь это будет еще одна туристическая галочка. Ты уже играла (и выиграла!) в казино Монте-Карло, ты гуляла по Бульвару Рамбла в Барселоне, стояла на красной дорожке фестивального бункера в Каннах, нюхала дикую вонь кожевенных чанов в Фесе, представляла себя в гареме визиря Марракеша во дворце Бахия, тебе совали под нос кобру на Джемаа-эль-Фна... Этого мало уже! Ты сейчас просто зайдешь... Вот, да! Вот сюда, как все. Как все, ахнешь и будешь щелкать затвором, зная, что на память останутся разрозненные кадры и связывать их в добротный цельный репортаж ты никогда не будешь. Тогда что? Вот здесь, пока ты на полпути. Думай! А, может, совершить все же глупый поступок и сделать все наоборот? Сделать Петру не целью, а дорогой? Дорогой приключения, которое не забудешь?»

Нет, ты догадываешься, что делать этого не надо... не надо... не... Но кто-то внутри тебя не хочет быть благоразумным, отказывается заранее просчитать последствия и уже- нееет! остановись! – подзывает к себе ослиного поводыря. (Эх, таксист наш, таксист, ну почему тебя не было рядом? Белые люди в логове «плохих бедуинов», общего языка нет, торг превращается в комедию, ведь нутром чуешь – обманут на счет раз. А с другой стороны, если чуешь и все равно соглашаешься, то уже не совсем и обманут?)
7.


Если б я только знала, на что подписала нас в то мгновение! Но по порядку, чтобы читали и знали, надо оно будет вам самим, если что, стоит ли отданных денег, страшное ли приключение вы выбираете или... Короче, учитесь на чужих ошибках или завидуйте, выбор за вами.

Ну что ж, договорились на двух осликов после того, как пройдем внутренний Сик и погуляем по внешнему, и больше наши проводники нас уже от себя не отпускали, шли в пределах видимости, ведя в поводу наши будущие транспортные средства. Шли с пользой, подсказывая точки для фото, называя то, что мы видим, или обращая внимание на то, что могли бы упустить без подсказки. Молодцы вообще-то! Так и надо: быть нужным, а не навязывать услугу. Вот только главного они не сказали: то, на что мы замахнулись, не обещало быть милой прогулкой. Гуляли мы только здесь, любуясь разноцветьем и монументальностью Петры и не очень любуясь вавилонским столпотворением у подножия Эль-Хазне.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Верблюда видите?

Первые сотня-другая метров верхом на ишаках тоже еще были весельем и баловством. Здорово, правда! Сидишь невысоко, не страшно, а когда вступаешь на римскую дорогу начала II века до н.э., понимаешь, что осел под тобой прекрасно вписывается в исторический контекст.
22.

23.


Ну да, не зайдешь по пути в Набатийский храм Каср-аль-Бинт, но ведь и времени не очень много, надо выбирать.
24.


И мы выбрали...
25.

Ага, тут я еще улыбаюсь))

Вместо пеших походов по гробницам в компании кучи народа мы выбрали ту самую «не милую» прогулку к «монастырю» Эд-Дейр. Я, конечно, знала, что он стоит высоко в горах, но совсем не думала, что в горы придется подниматься не по тропинке или дорожке на склонах, а по солидным каменным ступеням, выдолбленным в скалах. На ослах, да! По ступеням! Сначала вверх, ступеней этак 750. То есть на самом деле больше на сотню-полторы, но на ослах только до очередного «бедуинского КПП», потому что отрезки всех дорог Петры четко разделены между семьями.
26.


Оказалось, это было еще неплохо. «Ноги поджать, тело наклонить вперед», - нормально, мы молодцы, приключение на ура! Да и то, что разворачивалось перед глазами, было так!! Не подберу слов...
27.

Вооон она, Петра, видите?
28.

29.

30.

31.

Ущелье Wadi Siyagh
32.

33.

34.

35.


Что-то неладное я стала подозревать в момент, когда навстречу нам попалась такая же ослячья процессия. Во-первых, на этих узких ступеньках вдруг стало страшно тесно, а во-вторых, лица «наездников» были куда серьезнее моего. Я-то, наивная, думала, что это сейчас ягодки, а по пути назад будут цветочки. Нет, это даже не наивность была, хуже! Вниз на осле – это адище! Осел – животное совсем не глупое, бить копытами по камням ему неохота. А еще он знает, что вниз – это, возможно, домой, где дадут воды и еды. Бедолагу уже не надо подгонять, он скачет сам. Мамадарагая, как он скачет! Ну, тогда, когда не норовит совсем соскочить с этих клятых ступней и идти по тоненькой мягкой полосочке земли между ними и обрывом вниз. Фоточки? Да вы с ума сошли, какие фоточки, если я тогда прощалась с жизнью, отчаянно цепляясь за что попало и взмаливаясь о пощаде в клятве небесам, что больше – никогда! никаких таких авантюр! Если тряслась от страха и адреналина, взвизгивая на каждом ослином прыжке и – вы не поверите! – улыбаясь и даже хохоча в глаза поднимавшимся навстречу туристам. Пешим. Со всего мира. О, нам с ними было весело! «Классная веселая безбашенная русская», - это говорилось и читалось в выражении лиц, это мне нравилось, это не позволяло сползти с осла и спокойно идти с ним рядом. А как красиво и с грохотом рухнул здесь языковой барьер!)) С каким чистым произношением и чувством я орала-отвечала своему проводнику: «I will never forget Petra, I will never forget Jordan!»

Вы думаете, что именно вот это вот все и было расплатой за спонтанный неразумный поступок? Да ладно! Нет, меня, конечно, между ослиными прыжками посещала короткая мысль, что за этот ужас мне придется еще и немало заплатить, но всей глубины своей дурости я тогда не осознавала)) Все договоры об оплате нашего super adventure полетели в тартарары, когда пришло время расчета. Никого не волновало, что я совершенно точно помнила условия договоренности:
- От театра в горы и обратно плюс 10 JD за Сик.
- За двоих?
- За двоих.
И вдруг:
- Мы друг друга не поняли, умножьте на два, то было за одного.

Честно, я не знаю, что бы сделал на моем месте разумный человек. Доказывал , что договаривались иначе? С жалким знанием английского? Звал бы полицию? Послал бы нафиг и гордо ушел? А знаете, они ведь все-таки не просто рулили ослами, я говорила выше. Без них мы и в самой Петре упустили бы половину. А как возились с моей трусостью и упрямством не сдаваться! И потом, они не требовали и не вымогали эту двойную плату, они просто так достоверно, по Станиславскому, сыграли сцену!)) Да, да! Я отдала сумасшедшие деньги за... За что? Кто-то скажет, что за отбитую ишачьей спиной пятую точку, за долгие минуты ужаса над обрывами, за зашкаливающий адреналин в крови, за страх и непрощение себе добровольно принятой роли второй пары ослов... Но, может, совсем за другое? За то, что не сдалась, что прошла эти 750 каменных ступеней на ослах и 100 пешком, за возможность пройти здесь...
36.

37.

38.


...и увидеть это!
39.

40.

41.


И это!
42.

43.

44.


И это!
45.

46.

47.

48.


И бедуинскую скамейку в горах Петры для Фаи rajskij_sad))
49.


Палатки на вершинах, кстати, вполне обитаемы, и будьте уверены, их хозяева не упустят возможности стать поводырем вам и здесь. По краешку обрыва, по каменному козырьку. Показывая тропинку, по которой ходят за водой. Нет, денег не потребуют, но разве вы сами их не предложите за оказанную услугу? Нет? Ну, значит, это я такая бестолочь...

Что ж, пожалуй, я заплатила просто за науку не договариваться ни о чем с теми, с кем нет общего языка, и для кого такие переговоры – игра в наперстки с лохами. Ну, а чтобы наука оказалась усвоенной накрепко, я ухитрилась отдать еще и спрошенный бакшиш для Шакиры)) Кто Шакира? О, это чудное имя гордо носит моя ослица, чтоб она была здорова!
50.


И отдельно, но неотделимо от Петры
В инете гуляет термин «плохие бедуины» Петры. Не тратьте время на поиски, я коротко скажу: это те самые проводники ослов, верблюдов и лошадей, которые поголовно – Джеки Воробьи. Подведенные сурьмой глаза, на голове платок а-ля Джек вместо арафатки – типичный портрет того, кого, как пишут, следует бояться: наврет, обманет, предложит показать звездную ночь, рассвет над горами или еще что-то за пределами классической Петры, а там опоит дурманом и непременно изнасилует. Для разнообразия, если вас двое, то мужа ограбит, а жену все равно изнасилует. Это ж какой ужасный ужас в древнем городе, где жить разрешено, собственно, только этим самым бедуинам (жить и загаживать его, к сожалению), где все они известны наперечет властям и где почти все они, кроме еще подростков и уже стариков, Воробьи Воробьями! Я не знаю, откуда пошел этот слух, может, какая европейская дама прикрывала грех перед мужем таким рассказом, и рассказ пошел жить своей жизнью, множась и обрастая подробностями, но на месте понимаешь, что это то ли бред, то ли намеренная ложь. Ну, или как последняя истерика в инстаграме от западной девочки, которая пошла с молодым (весьма симпатичным, кстати) бедуином ночью в горы любоваться звездами, а он посмел попытаться ее поцеловать. Все, да! Только попытался поцеловать и отказался от попытки при запрете, но истерика у девочки такая... Ладно, к чему я это вообще? Даже нет внятного объяснения, почему зацепили эти ужастики. Просто помню те несколько часов общения с людьми вроде бы «низкой» профессии, но таких... Полных достоинства – вот так, пожалуй. Просто таким же спокойным и с тем же чувством самоуважения был подросток, водивший меня по краям бездонных обрывов. Просто противно стало после чтения текстов «толерантных» гражданок, швыряющих обвинения в людей, о которых они ровным счетом ничего не понимают и не знают. Просто это извинение, которого никогда не услышит вот этот человек.
51.


Я спросила у него разрешения на фото, получила его, сделала снимок, поблагодарила, и мы собрались идти дальше. Он встал, подошел к нам и протянул руку, в которой лежали монетки. Я расслышала интонацию вопроса и слово exchange, вспомнила марокканское правило «ни кадра без денег» и... И оказалось, что обидела человека и заставила оправдываться наших проводников: «Нет! Нет! Не надо денег за фото! Он просто собирает монеты разных стран». Увы, российских у нас по карманам не было в этот день, и было обидно и очень стыдно за свою готовность видеть в людях иного мира плохое...

Ну, а здесь уж вас точно ничего плохого не ждет))



Tags: Иордания, оно того стоило
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда коту делать нечего

    ...все в курсе, чем он тогда занимается. А когда его хозяйка ищ9ет пятый угол? Когда тошно, на улице темно, скучно, когда все противно, и вообще,…

  • Христопродавцы

    Ну что, привыкли, что все мои рассказы про Иорданию красивенько-восторженные? Сейчас порушу шаблон, потому что было там и то, что вызвало буквально…

  • Бедуинский чай для лоха

    Бедуинского чая не существует – это первое, что надо знать, отправляясь за ним на иорданский рынок или в сувенирный магазин. А больше,…

promo lica_alica march 24, 2016 20:00 81
Buy for 30 tokens
На этом месте сейчас появится совершенно беспардонный, откровенно рекламный пост! Рекламный, хотя ни единой копейки я за него и не получу. Нет, я совсем не бессребреница и не равнодушна к деньгам, вот только есть две вещи, которые я готова рекламировать бескорыстно: хорошие книги и круизную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →