Что в дулевском небе синем
Из фарфора сокол белый
Начал славный свой полет!
(Это из городского гимна, лирики не нашла, что, пожалуй, неудивительно…)
А вот в этой части совсем не хочется начинать с коммерческой составляющей, хотя именно фарфор – единственное, что в Ликино-Дулево действительно и безоговорочно прекрасно. Именно поэтому он будет в самом конце, чтобы сгладить общее впечатление от города. Кстати, ЛикинО и ДулЁво, а то обижаются горожане, когда Ликино-ДУлево произносят. Но, каюсь, мне иногда хотелось сказать именно так. Я не знаю, возят ли туда иностранцев, но если возят, то мне хорошо понятны становятся их рассказы о «нищей и убогой» России. Знаете, хотелось весь город спрятать за одной большой строительной сеткой с нарисованными на ней улицами и домами, оставив видимыми лишь два (ладно, три с половиной) здания, но главное - церковь Иоанна Богослова и Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода.

Самое интересное, что в программу экскурсионного тура «Серебряный треугольник. Вершины мастерства. (Павловский Посад - Ликино-Дулево - Гжель)" эти объекты не входят, только рассказ о них и короткое притормаживание рядом. Но! У вас есть выбор между закупкой дулевского фарфора в промышленных масштабах и очень коротенькой самостоятельной пробежкой от автобуса до обоих этих зданий, это реально рядом с магазином, и сами они соседи. Какой именно выбор сделала я? Можно подумать, сами не догадываетесь)) Беда только в том, что и здесь первоначальный замысел авторов увидеть не удалось: церковь «достроена», дворец перелицован… И все-таки они замечательны!

Раньше можно было увидеть от входа весь храм целиком, все величие и игру стен и куполов, теперь на переднем плане возвели колокольню и прежний вид остался лишь на фотографиях и магнитах, а церковь открывается перед тобой только разными своими кусочками.

Судьба храма не легче всех российских собратьев: одно то, что достроен он должен был быть в 1917 году, говорит сразу и обо всем. Вот только крепковат оказался орешек, не по зубам большевикам и борцам с церковными стенами, которые решили, что монолитный железобетон проще бросить, чем взорвать. А теперь спасибо Дулевскому фарфоровому, без шуток! Именно благодаря ему в 90-годы храм-красавец восстановлен.


Впервые не постеснялась пойти к священнику и попросить благословения на фото внутри храма. Докладываю: не съел меня, не отругал, спросил только, мол, для себя? Так для себя, конечно. Не грех ведь, что не сказала, что и для вас, это же не на поругание и не для продажи?

Вообще, суровой тут была только эта мадам))

А это тот самый Дворец культуры.

Неказистый? А если скажу, что он построен по проекту Константина Мельникова? Ага, того самого. Вот только внутрь по времени не успеть, а снаружи – печально. Музейщики города горюют, что так и не сумели выполнить все требуемые условия для получения гранта на его сохранение и приведение в первоначальный вид. Кирпичиков на фасаде и железных дверей у Мельникова в проекте вроде как не было.



Я, конечно, бесконечно далека от механики этих процессов, но вот почему одни умеют почти из воздуха создать лицо города, а другие не могут и существующее лицо достойно сохранить? И не говорите мне про бедность, я ведь опять начну сравнивать город с промышленностью (тут ведь и ЛИАЗ, а не только один из крупнейших в России фарфоровых заводов, и еще есть предприятия) с другими малыми городами, и сравнение, ох, не в пользу этого окажется.

Вот это тоже от бедности или от чего-то другого?

По краеведческому музею пробежалась бегом, отдавая должное энтузиазму организаторов и буквально эталонному его провинциализму) Намешать в одну кучу произведения таксидермистов, томную диву с розой в волосах, поломанные пианино, статУй Гагарина на фоне облупившейся стены и знакомые с детства фарфоровые фигурки… впечатления остаются незабываемые!)) Делюсь. Любуйтесь, мне не жалко))







Кругозор все же расширить получилось, да. Поскольку музей расположился в здании бывшей рабочей казармы фарфорового завода, то в нем логично разместилась экспозиция рабочей каморки. Культурный шок, да… Вот за этой перегородкой – вся каморка, как она есть.

Ничего, вполне приличная размером для тех-то годов? Да, вполне, если не знать, что рассчитана она на три семьи. Три! С чадами и домочадцами. Список прилагается.


А вот последнее предложение в документе просто бьет в лоб! Мы что-то любим повторять про 21-й век? Послушать бы, что думает по поводу этого века Наталья Александровна…

А вот и главные экспонаты. Тот самый сокол работы А.Сотникова – символ Дулевского фарфора.

Но, честно сказать, смотреть фарфор лучше в магазине: да, год выпуска другой, но рисунок и форма те же, а антураж этого музея его только убивает. Ценнейшая фарфоровая фигурка, стоящая на пластиковой крышке от торта… нет, мое эстетическое чувство этого категорически не приемлет.


С интересом обошла казармы, в одной из которых проживает «ветеран труда Иванова Наталья Александровна», удивляясь заботе прежних хозяев о приемлемом уровне жизни своих рабочих (по всему зданию были проложены теплые водяные полы!) и наплевательстве нынешних…





Ужасаетесь фасадам? Тогда держите изнанку. И ведь тарелки висят, значит, люди здесь живут, помоги им Бог…

И, наконец, о красивом) Вот здесь, в «архитектурном памятнике советской эпохи», и находится магазин со всем ассортиментом завода. У меня на него было минут шесть, но надеюсь, что обзор получится.









Вот он, фирменный соколик, на каждом изделии.

Цены видели, да? Там есть и вполне демократичные вещи, но они сугубо утилитарны, как эти маковые чашки, а вот начиная от барашков и заканчивая сюжетными композициями… наверное, надо очень любить этих фарфоровых козлов!))

А вот котиков нет в магазине! Нет котиков, вах! Вот теперь вы скажете, что именно поэтому я недовольна этим городом))
Вот и все про Ликино-Дулево. Мне очень жаль, что не получилось увезти из него незамутненно-приятные воспоминания, что с фарфоровой фабрикой я прощаюсь легко и, скорее всего, навсегда.

Но сами ликинодулевцы, похоже, не унывают, имея свой рецепт хорошей жизни: поднимаешься на третий этаж, а там… там все будет

P.S. Все недовольные высказывания относятся исключительно к администрации города, сообществу же
